Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

Российский государственный университет имени Г.В. Плеханова

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

Методические указания, тематика семинарских занятий для студентов Ивановского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова всех направлений и профилей обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2019

 

 

 

Составитель:

Доцент, к.соц.н. Мутаев У.К.

 

Содержит планы семинарских занятий, темы докладов и рефератов, самостоятельные задания, вопросы к экзамену/зачёту, а также литературу и интернет-источники для подготовки

Учебный курс «Психология» читается в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов Ивановского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова всех направлений и профилей обучения

Учебный курс «Психология» преследует цель изучения общества как социальной системы, формирования у студентов навыков анализа социальных процессов. В связи с этим ставятся следующие задачи:

1.    познакомить студентов с общими и частными  социологическими теориями, выявить специфику предмета социологии, рассмотреть ее методологию;

2.    структурировать основные разделы социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;

3.    показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается сущность социальных явлений и процессов.

В результате освоения курса студент должен освоить особенности предмета социологии, ее структуры, понятийный аппарат, методологию и роль в современном обществе.

Формами организации учебного процесса в рамках курса «Психология» являются: аудиторные занятия – лекции и практические (семинарские) занятия; самостоятельная работа – подготовка докладов, рефератов, научных сообщений, работа с учебной и дополнительной литературой, работа с Интернет-источниками и т.д. Итоговый контроль – экзамен/зачёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

 

Вопросы для обсуждения:

1.    Предмет психология

2.    История научной психологии

3.    Основные научные направления психологии

4.    Понятие психики

5.    Отрасли психологии

 

Темы докладов и рефератов:

1.      Психологическое знание в эпоху Античности

2.      Психологическое знание в эпоху Средневековья и Нового времени

3.      Психологическое знание в эпоху Просвещения

4.      Бихевиоризм как направление научной психологии

5.      Фрейдизм и неофрейдизм как направление научной психологии

6.      Гештальтпсихология

7.      Когнитивная психология

8.      Современная российская психология

9.      Современные психологические теории

 

Литература для самоподготовки

4.    Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

5.    Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

6.    Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1

7.    Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com

8.    Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

 

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

 

Вопросы для обсуждения:

1.    Наблюдение

2.    Эксперимент

3.    Психодиагностические методы

4.    Анкетирование.

5.    Интервью

6.    Основные этапы психологического исследования

 

Темы докладов и рефератов:

1.      Основные методы развивающей и психокоррекционной работы

2.      Психология и педагогика: общее и различия

3.      Знаменитые психологические эксперименты (кроме эксперимента Зимбардо)

4.      Психологические тесты как метод психодиагностики

5.      Эксперимент Зимбардо: история и последствия

 

Литература для самоподготовки

1.    Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

2.    Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

3.    Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1

4.    Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com

5.    Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

 

ТЕМА 3. ПСИХИКА И МОЗГ

 

Вопросы для обсуждения:

1.Строение и функции нервной системы.

2.Физиологические механизмы психической деятельности.

3.Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.

 

Темы докладов и рефератов:

1.    Функциональная асимметрия мозга: сущность и последствия

2.    Дети-маугли: психологические причины явления

3.    Функции отделов головного мозга: описание и особенности строения

 

Эссе на тему: «Самое интересное для меня направление психологии». Эссе должно состоять из 15-20 предложений, включать себя описание выбранного направления психологии, от 3-5 аргументов в пользу своей позиции с наглядными примерами.

 

Литература для самоподготовки

1.    Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

2.    Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

3.    Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1

4.    Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com

5.    Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

 

ТЕМА 4. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Вопросы для обсуждения:

1.    Инстинктивное поведение

2.    Навыки

3.    Сознание как высшая форма психики. Структура сознания.

4.    Сознание и бессознательное.

 

Темы докладов и рефератов:

1.    Формы инстинктивного поведения людей и животных

2.    Закономерности психики, выявленные в экспе­риментах на животных

3.    Коллективное бессознательное в психологии К.Г. Юнга

4.    Коллективное бессознательное в современной психологии

5.    Границы сознания и его функции

6.    Искусственный интеллект в контексте проблемы сознания

 

Литература для самоподготовки

1.    Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

2.    Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

3.    Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1

4.    Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com

5.    Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

 

ТЕМА 5. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

 

Вопросы для обсуждения:

1.    Понятие и виды ощущений

2.    Основные закономерности ощущений

3.    Взаимодействие ощущений

4.    Развитие ощущений

5.    Восприятие. Виды восприятия

6.    Основные свойства восприятия

7.    Индивидуальные особенности восприятия

8.    Наблюдения и наблюдательность

 

Темы докладов и рефератов:

1.    Классификация ощущений Хэда

2.    Классификация ощущений Шеррингтона

3.    Репрезентативная система ощущений

4.   Самопрезентация

5.   Эффекты восприятия

6.   Каузальная атрибуция

7.   Социальное восприятие

 

Литература для самоподготовки

1.    Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

2.    Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

3.    Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1

4.    Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com

5.    Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

 

ТЕМА 6. ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

 

Вопросы для обсуждения:

1.     Память. Виды памяти

2.     Процессы памяти

3.     Качества памяти

4.     Представление

5.     Индивидуальные особенности памяти

6.     Внимание и личность.

7.     Виды внимания.

8.     Основные свойства внимания.

 

Темы докладов и рефератов:

1.    Мнемонические приемы

2.    Теоретические модели памяти в психологии

3.    Нарушения памяти

4.    Ложная память

5.    Синдром дефицита внимания

6.    Рассеянность

7.    Психологические модели внимания

 

Литература для самоподготовки

1.    Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

2.    Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

3.    Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1

4.    Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com

5.    Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

 

ТЕМА 7. ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

 

Вопросы для обсуждения:

1.    Что такое воображение

2.    Виды воображения

3.    Психологические механизмы воображения

4.    Развитие воображения у младших школьников

5.    Мышление и речь

6.    Основные формы мышления

7.    Мыслительные операции. Понятия и их формирование

8.    Мыслительные задачи

9.    Виды мышления

 

Темы докладов и рефератов:

1.    Воображение и творчество

2.    Развитие воображения у детей

3.    Модель Уоллеса

4.     Теория решения изобретательских задач

5.     Креативное мышление

6.     Динамика мышления

 

Литература для самоподготовки

1.    Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

2.    Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

3.    Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1

4.    Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com

5.    Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

 

ТЕМА 8. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ВОЛЯ

 

Вопросы для обсуждения:

1.    Общая характеристика эмоций и чувств

2.    Эмоциональные состояния и высшие чувства

3.    Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств

4.      Общая характеристика воли. Ступени волевого действия

5.      Взаимосвязь воли с другими сторонами психики

 

Темы докладов и рефератов:

1.  Мимика эмоций

2.  Эмоции и стресс

3.  Национальные особенности проявления эмоций

4.  Роль чувств в жизни человека

5.  Религиозное понимание воли

6.  Свобода воли

 

Эссе на тему: «Самое главное чувство для меня». Эссе должно состоять из 15-20 предложений, включать себя описание выбранного чувства, от 3 до 5 аргументов в пользу своей позиции с наглядными примерами.

 

Литература для самоподготовки

1.        Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

2.        Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

3.        Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1

4.        Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com

5.        Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

ТЕМА 9. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Темперамент. Физиологические основы темперамента
  2. Психологические характеристики темпераментов
  3. Темперамент в связи с общением, характером и способностями
  4. Характер. Черты характера
  5. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности
  6. Понятие способностей. Специальные способности
  7. Способности и личность

 

Темы докладов и рефератов:

  1. Античные теории темперамента
  2. Теория темперамента К.Г. Юнга
  3. Российские теории темперамента
  4. Акцентуация характера: причины и последствия

 

Литература для самоподготовки

  1. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com
  2. Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com
  3. Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1
  4. Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com
  5. Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

 

ТЕМА 10. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие деятельности
  2. Движение и действие
  3. Знания, умения, навыки
  4. Психологическая характеристика деятельности
  5. Основные виды деятельности

 

Темы докладов и рефератов:

  1. Труд как форма деятельности
  2. Игра как форма деятельности
  3. Творческая деятельность человека
  4. Коммуникация (общение) как форма деятельности
  5. Мотивация личности

 

Литература для самоподготовки

  1. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com
  2. Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com
  3. Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1
  4. Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com
  5. Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

ТЕМА 11. ЛИЧНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Личность, индивид, индивидуальность
  2. Личность и социальные роли
  3. Самосознание личности, «Я-концепция»
  4. Механизмы психологической защиты личности
  5. Понятие о группах и коллективах
  6. Взаимоотношения людей в группах
  7. Массовые социально-психологические явления
  8. Возрастная периодизация психического развития.

 

Темы докладов и рефератов:

  1. Межличностный конфликт: типы, этапы и последствия
  2. Природа любви
  3. Природа дружбы
  4. Психологическая адаптация личности в новом коллективе
  5. Особенности межличностных отношений формата руководитель-подчинённый

 

Литература для самоподготовки

  1. Психология: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа: http://www.znanium.com
  2. Психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В. Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 251 с. Режим доступа: http://www.znanium.com
  3. Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 264 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455427&sr=1
  4. Психология : учеб.пособие / Т.В. Мальцева. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.  Режим доступа: http://www.znanium.com
  5. Психология: Учебник для бакалавров / Ступницкий В.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 520 с. Режим доступа: http://www.znanium.com

 

ТЕМА 12. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

 

Итоговое тестирование производится на заключительном практическом занятие, подразумевает решение 10 тестовых заданий на специальных бланках, разделённых по вариантам и выдаваемых преподавателем. На решение тестовых заданий отводится 45 минут.  Оценки распределяются следующим образом: 50-69% - зачёт/удовлетворительно; 70-89% - зачёт/хорошо; 90-100% - зачёт/отлично. В спорных ситуациях производится собеседование по результатам теста.

 

 

Требования к написанию реферата/контрольной работы по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Тема реферата/контрольной работы выбирается из предложенных в методических указаниях тем докладов и рефератов к семинарским занятиям. Самостоятельный выбор темы согласуется с преподавателем. Реферат и контрольная работа различаются только объёмом.

 Объем реферата должен составлять 8-10 страниц, объем контрольной работы 10-15 страниц печатного текста. Формат: А4 (21х29,7 см). Шрифт: Times New Roman. Кегль: 14. Межстрочный интервал: 1,5 строки. Выравнивание: по ширине. Страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы.

Структура реферата/контрольной работы должна включать в себя: титульный лист, содержание, введение, главы с параграфами, заключение, список использованной литературы, приложения.

Оформление титульного листа: в верхней части листа указывается МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ (Кегль 14). В центральной части листа – слово «РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ», либо «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ» (Заглавными буквами, полужирный шрифт, кегль-16). В правом нижнем углу, друг под другом указываются: «ВЫПОЛНИЛ» (фамилия, инициалы, факультет, специальность, номер группы), «ПРОВЕРИЛ» (фамилия, инициалы, ученая степень, должность). Внизу страницы пишется название города и год выполнения (в числовом выражении, без слова год). Титульный лист не нумеруется.

Содержание должно включать названия разделов и номера страниц, с которых они начинаются.

Главы должны следовать в порядке указанном в содержании и существенно не отличаться друг от друга по объёму.

Введение должно содержать актуальность выбранной темы, цель и задачи реферата/контрольной работы, краткий обзор источников литературы, обоснование структуры реферата.

Заключение должно включать основные выводы работы по цели и задачам.

В списке использованной литературы должны быть указаны только те источники, которые были изучены автором реферата. Он должен включать не менее 5 работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

 

Агрессивность (враждебность, асоциальность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Существует понятие «инструментальная агрессия», которое означает использование агрессии для достижения цели, например, победив соперников, выиграть соревнование.

Агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе либо применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Адаптивное поведение - это взаимодействие человека с другими людьми (социальным окружением), характеризующееся согласованием интересов, требований и ожиданий его участников.

Альтруизм - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

Апатия - состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Атрибуция каузальная - приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

Аттракция - привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Аффилиация - потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных - дружеских, товарищеских, приятельских - отношений с окружающими людьми.

Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

Брейнсторминг - специфичный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.

Вербальный - относящийся к звуковой стороне человеческой речи.

Влечение - желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Внушаемость - податливость человека действию внушения.

Внушение - неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Воля - свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение - способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Гипноз - вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

Группа - совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков.

Групповая динамика - направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм.

Депрессия - состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.

Желание - состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Жизнедеятельность - совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.

Заражение - психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Зашита (психическая) - совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных, негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов.

Защита (психологическая) - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция защиты - ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.

Здоровье психическое - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.

Знание - преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.

Игра (деловая) - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Идентификация - отождествление. В психологии - установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств -биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. Зависит в первую очередь от темперамента, который определяет, например, скорость выполнения действий.

Инсайт (озарение, догадка) - неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Интеллект - совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян, обеспечивающих успешную адаптацию.

Интеракция - взаимодействие.

Интеракционизм - учение, утверждающее, что все прижизненно приобретаемые человеком психологические свойства, качества и виды поведения являются результатом взаимодействия его внутреннего мира и внешней среды.

Интерес - эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интериоризация - переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку интериоризация означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние - умственные, оперирующие символами.

Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроверсия является одной из базовых черт личности.

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, особенностей человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

Когнитивный - относящийся к процессу познания, мышления.

Когнитивный диссонанс - противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

Коллектив - высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе. Идеология коллективности активно разрабатывалась в советский период.

Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации или ее структурном подразделении (если речь идет о команде подразделения). Команда - это социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, чем официальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее формальным статусом.

Коммуникация - процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменения поведения получателя. Такое поведение может включать изменение знаний или социальных установок.

Компетентность социально-психологическая - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.

Компенсация - способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие компенсации введено А. Адлером.

Комплекс неполноценности - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Комфортность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделяющейся позицией большинства.

Креативность - способность к творчеству, нестандартному видению проблемы, умение быть продуктивным в творческом мышлении.

Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.

Лидер - член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения в межличностных отношениях в группе. Приобретение или утрата лидерских полномочий, осуществление своих лидерских функций и т.д.

Личность - понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека как субъекта социальных отношения.

Любовь - высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.

Малая группа - небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Методология - учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах, средствах познания и преобразования окружающего мира.

Мечты - планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

Мотив власти - устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремлении господствовать, управлять, распоряжаться ими.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотив достижения успеха - потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматривается как устойчивая личностная черта.

Мотив избегания неудачи - более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотив избегания неудачи - черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.

Мотивация - динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.

Мотивировка - разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.

Мышление - психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Напряженность - состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

Настроение - эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Научение - приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.

Обобщение - выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации.

Обратная связь - процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.

Отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

Перцептивный - относящийся к восприятию.

Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Полоролевое поведение - поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

Понимание - психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Поступок - сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребность - состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования

Практическое мышление - вид мышления, направленного на решение практических задач.

Предрассудок - устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.

Проекция - один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

Психические процессы - процессы, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях, связанных с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением, речью и др.

Психологическая совместимость людей - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом при выполнении определенной деятельности.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

Реакция - ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

Релаксация - расслабление.

Референтная группа - группа людей, в чем-то привлекательных для индивида, групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Рефлекс - автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

Рефлекс безусловный - врожденная автоматическая реакция организма на специфическое воздействие.

Рефлекс условный - приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.

Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Решительность - готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенной поступок.

Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).

Руководство - деятельность (часто формальная) по координации усилий отдельный людей, коллектива по достижению определенной цели.

Самоактуализация - использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. Самоактуализация как понятие введена в гуманистической психологии.

Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Свойства нервной системы человека - комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и прекращения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.

Синергетика - наука, изучающая общие закономерности самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетика показывает, каким образом происходит процесс самоорганизации (образование упорядоченных структур в стохастических системах) и обратных процессов (перехода динамических систем в стохастический режим). Термин ввёл в оборот немецкий ученый, профессор Хакен в книге «Синергетика».

Социальная технология - алгоритм, процедура осуществления действия в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве и т.п.

Социальный статус - положение индивида или группы в социальной системе по отношению к другим индивидам или группам; определяется его экономическим, профессиональным и другими признаками.

Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Совместимость - способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Сознание - высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Сосредоточенность - сконцентрированность внимания человека, погруженность в выполняемую деятельность.

Сотрудничество - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. готовность поддержать и оказать помощь им. Противоположно соперничеству.

Социализация - процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Социальная психология - отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.

Социальная роль - совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

Социальная установка - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.

Социальный стереотип - искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы - национальной, религиозной, культурной и т.п.

Способности - индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Статус - положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Стиль лидерства - характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, активно преобразовывающий свою жизнь.

Творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Убеждённость - уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

Умение - способность выполнять определённые действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Умозаключение - процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений-посылок.

Управление - процесс воздействия субъекта на определённую систему с целью ее развития. сохранения, поддержания или изменения режима деятельности, реализации программ и целей.

Уровень притязаний - максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

Установка - готовность, предрасположенность к определённым действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Утомление — состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Фенотип - приобретённые признаки или совокупность свойств, возникших на основе определенного генотипа под влиянием обучения и воспитания.

Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели.

Характер - совокупность наиболее устойчивых свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаёт особый, положительный жизненный смысл.

Черта личности - устойчивое свойство личности, определяющее характерное для неё поведение и мышление.

Чувство — высшая, культурно обусловленная совокупность эмоций человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Эгоцентризм - сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эйфория - состояние чрезмерной весёлости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Экспрессия - выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

Эмоции - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Эмоциональность — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Эффект новизны - явление из области восприятия людьми друг друга. Проявляется в том, что большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает такая информация о нем, которая поступает последней, т.е. является наиболее свежей.

Эффект первого впечатления (ореола первого впечатления) - феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.

Эффект ореола - распространение в условиях дефицита информации о человеке общего впечатления, основанного на его поступках или некоторых известных качеств личности.

Я-концепция - относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе.