Методические рекомендации по подготовке курсовой работы


Курсовая работа – это самостоятельно выполненная студентом учебно-исследовательская работа. Задача студента состоит в том, чтобы, используя язык научного изложения и правового мышления дать полную характеристику рассматриваемой проблеме. Самостоятельность работы выражается в следующем:

- в соответствии с заданием студент сам разрабатывает план и проблематику задания;

- студент сам подбирает литературу, опираясь на рекомендации данные научным руководителем, избирает методы ее упорядочения и обработки;

- сравнивая разные взгляды и позиции по рассматриваемой проблеме, формирует свой авторский теоретический взгляд на проблему;

- самостоятельно излагает работу.

Курсовая работа как форма учебного задания призвана решить следующие задачи:

●привить первоначальные навыки теоретической исследовательской работы (умение поставить проблему и разработать план исследования, выбор методов изучения вопроса в соответствии с его характером, освоение технологии исследования, включая систему доказательств);

●выработать навыки самостоятельного изложения изученного материала;

●уметь сопоставить разные точки зрения (учения, платформы), уметь в дискуссии отстаивать свою точку зрения;

●развить самостоятельное правовое мышление, формирование собственного взгляда на рассматриваемую проблему.

Выбор темы. Тема курсовой работы назначается ведущим преподавателем и закрепляется приказом по филиалу. Возможен самостоятельный выбор темы студентом при обязательном согласовании с ведущим преподавателем.


Этапы написания курсовой работы.

1. Подбор литературы и ее изучение. Сначала необходимо просмотреть учебники по теории государства и права, чтобы обозначить круг основных понятий по данной теме. По любой теме можно обозначить ряд источников (5 – 7 наименований), которые рассматриваются как базовые, дающие детальное представление о рассматриваемой проблеме. На них необходимо сконцентрировать свое внимание.

2. Сбор материала и его систематизация. Составление конспектов прочитанных книг, статей, выписки из источников, составление таблиц, графиков, диаграмм.

3. Составление чернового варианта курсовой работы, как по главам, так и по всей работе в целом


Советы по работе с литературой

Выбрав по совету руководителя или самостоятельно источник широко освещающий рассматриваемую проблему, студент должен этот источник обстоятельно законспектировать, что является трудоемким процессом. Возможно, их может быть несколько. Подобная технология обработки материала позволяет студенту «войти» в рассматриваемую проблему, способствует прочному закреплению материала в сознании.

Многие предпочитают делать ксерокопии, это допустимо, хотя конспектирование приносит больше пользы, так как идет «механическое» запоминание. В ксерокопиях необходимо значимые места выделять маркером.

Это, однако, не избавляет от необходимости составления конспекта (рукописного или компьютерного) в процессе написания чернового варианта работы. Изложение материала следует осуществлять в виде пересказа прочитанного, иными словами. При этом нужно ссылаться на источник, в котором излагаются пересказываемые идеи, факты и т.п. В некоторых случаях используется прямое цитирование абзацев, определений. В этом случае текст ставится в кавычки.


Требования к литературе. Студент изучает источники, которые он подобрал сам. Общее число источников должно составлять не менее 10 – 20 наименований, включая 1 – 2 большие монографии. В каждой работе необходимо использовать первоисточники (фундаментальные работы ученых правоведов по теме исследования) и активно на них ссылаться. Не допускается включение в список литературы источников, на которые нет ссылок в курсовой работе. Рекомендуется использовать свежие статьи из научных и специализированных журналов и сборников, а также монографии, число учебников и учебных пособий, используемых при выполнении курсовой работы должно быть сведено к минимуму. На каждый использованный источник обязательно должна быть ссылка. В курсовой работе желательно отразить правовые процессы. В процессе написания работы необходимо использовать широкий круг источников, таких как справочники, энциклопедии, словари.


2. Структура курсовой работы

Курсовая работа включает следующие структурные элементы:

-титульный лист (имеет стандартный вид см. приложение № 1 );

-оглавление

-введение в котором показывается актуальность темы, затронутые исследованием проблемы, ставятся цель и задачи исследования, объект исследования, предмет исследования, дается краткая характеристика информационной базы (наиболее важных источников) и степень изученности темы; методы изучения, структура работы.

- теоретическая глава ( основной текст) которая, как правило, раскрывает теорию вопроса с изложением разных точек зрения. В этой части курсовой работы, как правило, производится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой проблемы в литературных источниках; обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по этой проблеме; приводятся, используемые в работе методы решения намеченных исследовательских задач; изучается сущность исследуемого явления, его генезис, эволюция, виды, классификации. В этой главе раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, обзор литературы, анализ различных точек зрения и обобщение подходов. В одном из параграфов допускается рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта, а также специфики изучаемого процесса (явления) в конкретных условиях места и времени. Теоритическую часть лучше разделить на отдельные главы, чтобы обозначить структурированность материала.

-заключение, в котором делаются основные выводы по всей работе в виде 5 – 10 тезисов;

-список использованных источников;

-приложения (если имеются в работе, не включается в основной объем работы: схемы, чертежи,иллюстрации);

В курсовой работе должен активно просматриваться студент как автор, который имеет свое мнение по рассматриваемой проблеме. Работа воспринимается положительно, если в ней присутствует личность исполнителя. Во-первых, студент, рассматривая различные позиции по рассматриваемой проблеме должен стать на одну из позиций, или же их синтезировать. При этом он должен четко ответить на вопрос, почему он принял эту позицию, в чем ее отличие. Во-вторых, он должен отражать свое мнение по используемым источникам, указать сильные и слабые стороны. В-третьих, он должен сделать самостоятельные выводы по каждому параграфу, главе.

3. ОФОРМЛЕНИе КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Стандартный объем курсовой работы 30—35 страниц (без приложения), размер шрифта – 14, интервал – полуторный. Поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Как правило, введение и заключение по объему занимают 1-2 страницы. Приложения (если они есть в работе) не включаются в основной текст, помещается после списка литературы, по объему не ограничивается.

Текст рукописи печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Все страницы рукописи, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавок. Порядковый номер печатается в середине нижнего поля страницы. Титульный лист и содержание номера не имеют, нумерация начинается с третьей страницы (Введение). В начале работы дается оглавление (план работы) с указанием наименования глав и параграфов с указанием страниц.

Каждая глава, а также такие разделы, как «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения», начинаются с нового листа. Текст отдельных пунктов размещается внутри глав последовательно без пробелов. Все заглавия, включая «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения», нужно располагать в середине строки (выравнивание по центру), и печатать прописными (заглавными, т.е. большими) буквами без точки в конце. Названия пунктов и подпунктов набираются строчными (малыми) буквами, при этом точки по их окончании также не ставятся.

На любое заимствование (определение, классификация, пример, цифры и т.п.) и прямое цитирование обязательны ссылки с указанием автора, наименования работы (статьи), названия издания, номера страницы. В настоящее время широко используются затекстовые сноски. При затекстовой сноске порядковый номер источника в библиографическом списке и страница заключаются в квадратные скобки. Например: [24, С. 44], что означает 24-й источник, 44-я страница. Затекстовая сноска может ставиться после упоминания автора. Например: Профессор С. X. Карпенко [24] утверждает, что "в основе любого познания действительности лежит творческий процесс ученого, включающий прежде всего творческий анализ".

Сноска на определенные фрагменты источника указывает и страницы цитируемого документа. Например: Профессор С. X. Карпенко [24, С. 115-116] утверждает, что... Комбинированные ссылки указывают страницы цитируемых работ нескольких авторов. Например: Как видно из исследований последних лет [12; 34; 52, С. 14-19; с. 21-23]... Источники отделяются друг от друга точкой с запятой.

Работа скрепляется в твердый или мягкий переплет.

Оформление списка использованных источников.

По ГОСТ 7.32-2001 список литературы должен называться «Список использованных источников». В него включаются все печатные источники (нормативно-законодательные акты, учебники и учебные пособия, монографии и брошюры, научно-исследовательские отчеты, журнальные статьи, справочные материалы, материалы сети Интернет), которые были изучены, и материал из которых был использован студентом.

Каждая библиографическая запись в списке литературы получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Нумерация источников в списке сквозная. Сначала располагаются нормативные правовые акты по степени их значимости (Конституция РФ, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, технические регламенты и стандарты, правила, инструкции и т.д.), затем - учебная, методическая и справочная литература, статьи периодической печати (перечисляется в алфавитном порядке исходя из начальной буквы фамилии автора или по названию), и наконец - ресурсы Интернет (сайты, порталы).

Библиографическое описание книги приводится в следующей последовательности:

Автор (Фамилия, И. О.). Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). — Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). — Место издания : Издательство, Год издания. — Объем.

Библиографическое описание статьи из сборника или периодического издания состоит из двух частей: сведений о статье и сведений об издании и месте (страницах), в котором эта статья помещена. Эти части отделяются друг от друга двойной косой чертой.

При описании электронного ресурса, размещенного в Интернете, указывается интернет-адрес сайта или конкретной страницы (URL) и дата обращения к этому сайту (поскольку содержание интернет-сайтов может со временем изменяться). Электронные ресурсы включаются в общий массив источников, и поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов — [Электронный ресурс]. Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к документу — та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.

Сведения ограничения доступа приводят в том случае, если доступ к документу возможен, например, из какого-то конкретного места (локальной сети, организации, для сети которой доступ открыт), только для зарегистрированных пользователей и т.п. В описании в таком случае указывают: «Доступ из …», «Доступ для зарегистрированных пользователей» и др. Если доступ свободен, то в сведениях не указывают ничего.

Электронные ресурсы оформляются ссылками на конкретную страницу соответствующего сайта с обязательным указанием даты обращения. Пример оформления списка использованных источников приведен в приложении М.

В списке должны отражаться использованные источники, изданные в последние 5 лет, за исключением действующих нормативно-законодательных актов, которые не утратили свою актуальность, а также фундаментальных трудов, которые не переиздавались в указанный период.

Примеры оформления списка использованных источников приведены ниже.

Нормативно-правовые акты

  1. О валютном контроле и валютном регулировании: федеральный закон № 173 от 23.12.2003 (ред. от 12.06.2011).

  2. Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»: приказ Минэкономразвития РФ № 256 от 20 июля 2007 года (зарег. в Минюсте РФ № 10040 от 22 августа 2007 года)

Монографическое библиографическое описание

1 автор

1. Канке, В. А. Философия менеджмента : учеб. для вузов / В. А. Канке. – М. : КноРус, 2010. – 388 с.

2-3 автора

1. Гончаренко, Л. П. Риск-менеджмент: учеб. пособие / Л. П. Гон-чаренко, С. А. Филин ; Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. – 3-е изд., стер. – М. : Кнорус, 2010. – 216 с.

более 3 авторов — Книга описывается под названием

  1. Основы корпоративного управления / А.Г. Дементьева, [и др.]. – М.: Магистр, 2011. - 303 с.

Описание сборника в целом

  1. Экономика в регионе: материалы конференции. – М.: Изд - во МАП, 2012. - 157 с.

Описание многотомного издания

  1. Экономика: учебник: в 2 ч. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. О.И. Смирнова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2011. Ч. 1-2.

Описание отдельного тома многотомного издания

  1. Экономика: учебник: в 2 ч. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. О.И. Смирнова. 4-е изд., перераб. и доп . – М.: Экономистъ, 2011. Ч.1. - 377с.

Описание автореферата диссертации

  1. Егоров, С.Н. Формирование и управление структурой депозитного и кредитного портфелей в операционной деятельности коммерческого банка: автореф. дис. к.э.н. / С.Н.Егоров. – Самара, 2008. - 18 с.


Аналитическое библиографическое описание

Статья из газеты

1.Михайлов, С. А. Езда по-европейски: система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / С.А. Михайлов // Независимая газ. – 2012. – 17 июня.

Статья из журнала

  1. Мансуров, Р.Е. Опыт формирования бренда компании / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом.- 2011. - № 6. - С. 78-86.

Статья из сборника

  1. Дубатова, Т.Е. Роль прогнозирования в экономическом управлении / Т.Е. Дубатова // Экономическое управление. – М., 2011. - С. 15-23.

Статья из продолжающегося издания

  1. Гаспаров, С.Л. Рифма блока / С.Л. Гаспаров // Учен. зап. / Томский ун-т. - 2009. - Вып. 459. - С. 34-49.

Статья из энциклопедии

  1. Добровольская, Т.Н. Ассигнация / Т.Н.Добровольская // БСЭ. З-е изд. – М., 1974. Т.1. - С. 219.

Описание электронных ресурсов

Электронный диск

  1. Энциклопедия менеджмента [Электронный ресурс]: 2009. Комментарии. Толковый словарь: для преподавателей и студентов экономических специальностей. Электрон. текстовые дан. – М.: Печать, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Вып.7. Загл. с контейнера.

  2. Довлатова, Л.Г. Маркетинг и менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / Л.Г. Довлатова. Электрон. текстовые дан. – М.: Равновесие, 2008. 1 электрон. опт. диск (СD). Загл. с контейнера.

Электронная статья

  1. Овчинникова, М. Логика архитектуры бренда и причины покупки [Электронный ресурс] / М. Овчинникова; Энциклопедия маркетинга. Электрон. ст. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/architectonic.htm (дата обращ. 20.01.2013)


Статья из электронного журнала (аналог печатного)

  1. Гудилина, Е.А. Насколько эффективен социально ориентированный маркетинг [Электронный ресурс] / Е.А. Гудилина. Электрон. ст. – М., 2012. Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/2012/6/5207.html. Аналог печат. изд. (Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 6). (дата обращ. 20.01.2015).

Электронный журнал

    1. Маркетинг в России и за рубежом [Электронный ресурс]: науч.-практ. журн. Режим доступа: http://www.mavriz.ru/about/. (дата обращ. 20.01.2015)

Электронные данные

  1. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; Web-мастер Н.В. Козлова. Электрон. дан. М.: Рос. гос. б-ка, 1997. Режим доступа: http//www.rsl.ru (дата обращ. 20.01.2015).

2. Департамент экономического развития и торговли Ивановской области Электронный ресурс / официальный сайт. Режим доступа: http://derit.ivanovoobl.ru/ (дата обращ. 20.01.2015).

Источники и литература располагаются в следующем порядке:

▲ документы государства и правительства (в хронологическом порядке);

▲ документы негосударственных (общественных) организаций (в хронологическом порядке);

▲ материалы конференций, симпозиумов, семинаров (в хронологическом порядке);

▲ книги, брошюры (в алфавитном порядке фамилий авторов);

▲ материалы периодической печати (журналы, газеты) в алфавитном порядке.


4 ОЦЕНКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Существует масса промахов в тексте и его внешнем виде, которые вынуждают преподавателя возвращать его на доработку. Чтобы сократить до минимума этот неприятный процесс студент должен проверить свою курсовую работу на соответствие множеству требований.

Оригинальность является, пожалуй, самый первым критерий, на который обращается пристальное внимание. Скачанный из интернет-ресурсов текст будет распознан в считанные минуты и возвращен исполнителю без проверки других качеств работы. Требуемый уровень оригинальности курсовой работы – не менее 50% уникальности.

Добиться уникальности можно только путем самостоятельного написания текста.

Готовая курсовая работа в электронном виде на диске сдается на кафедру для проверки уровня оригинальности. По результатам проверки оформляется протокол проверки.

Оценка «отлично» ставится при следующих условиях: тема раскрыта достаточно полно как в теоретическом аспекте, так и в избранном прикладном аспекте; источники реально изучены и активно использованы как при написании курсовой работы, так и в ходе ее защиты; работа отвечает предъявляемым требованиям по содержанию и по оформлению; сама защита показывает, что студент не только написал добротную работу, но и в устной форме показывает владение материалом, дает полноценные ответы на поставленные вопросы по проблемам курсовой работы; курсовая написана своим языком, на любые заимствования имеются ссылки.

Оценка «хорошо» предполагает, что студент в основном владеет темой, не допустил грубых просчетов ни в тексте, ни в выступлении, однако имеются недочеты, снижающие ценность работы (неровность в изложении проблематики, излишняя книжность материала в тексте, неполнота использования в тексте объявленных источников, нечеткие ответы на вопросы).

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если при раскрытии темы в целом и в понимании ее сущности, студент допустил отдельные существенные просчеты, как в тексте, так и в выступлении.

Работа признается неудовлетворительной если она списана, полностью взята из Интернета; тема не раскрыта или в существенной степени не раскрыта; работа не отличается цельностью, завершенностью, представляет собой выписки, фрагменты; использовано малое число источников; студент не владеет прочитанной литературой, не может толково объяснить те или иные места в своей работе.

























Приложение № 1

Образец титульного листа


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Ивановский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»


Кафедра экономики и прикладной информатики







КУРСОВАЯ работа


по дисциплине: «ТеОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА »


ТЕМА: Право как мера свободы личности






Автор курсовой работы Иванова Н .Н. Иванова

подпись ФИО

Группа _____1 ЭБ____


Специальность _____________________


Руководитель ______________________ Е.Л. Белышева








Иваново 2020